Интервью
» Рецензии
Рецензии

 

МАРАТ/САД

"Русский журнал"
17 февраля 1999

«Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада» (Питер Вайс)

Конец девяносто восьмого года отмечен двумя премьерами Юрия Любимова, вышедшими одна за другой. Это сломало более или менее глухое молчание, окружавшее Театр на Таганке, - о нем предпочитали особенно не говорить, не желая, видимо, смешивать прежние чувства с нынешним их отсутствием. Новые спектакли по Достоевскому уже почти забыты. Но «Марата» по крайней мере эта участь, кажется, ожидает не скоро.

Любимов, вновь заставив говорить о своем театре, действовал не менее расчетливо, чем Спилберг, стремившийся к «Оскару». Декабрьские премьеры - это, прежде всего, победа Любимова, продемонстрировавшего, что в восемьдесят с лишним лет он еще в полной силе - как режиссер, как организатор и даже как актер. Он пошел в наступление - и не только на свою старую, но и на новую, молодую, публику, которая не успела узнать, что такое был Театр на Таганке.

Единодушное мнение, распространившееся между публикой, которая будет идти на Таганку, что «Марат-Сад» - лучший спектакль Любимова, поставленный им с момента возвращения в Москву. Это мнение воспроизвела в "Итогах" Дина Годер, осветив его тем самым своим авторитетом. "Любимов берет свое везде, где находит", - это, возможно, вообще, лучшая оценка для режиссера, подчеркивающая, что режиссер - действующий, не архивный, что ему, по большому счету, наплевать, что о нем подумают, что спектакль ставился ради спектакля. Годер делает акцент на молодости - Любимов поставил на молодых актеров, пользуясь их энергией и отдавая им свою, он отказался от политизированности, бывшей когда-то в пьесе Питера Вайса главным, он урезал текст, сосредоточившись на музыке стиха, он включил в спектакль рэп, степ, ансамбль Дмитрия Покровского и джазовый оркестр и превратил его в мюзикл. (Добавлю от себя - мюзикл, по-моему, превосходный, который не скучно смотреть и который просится, чтобы его смотрели еще и еще раз, мюзикл, равно не напоминающий о длинноногом безликом Бродвее и об отечественном варьете.) "Любимов вновь уверяет, что его интересует не политика, а эстетика", - пишет Дина Годер. - "И на этот раз в искренности его слов не приходится сомневаться".

Все критические отзывы на "Марата" так или иначе строятся на противопоставлении политики и эстетики. Самые первые отклики еще в ожидании спектакля сводились, кажется, именно к тому, что Любимов опять бросился в политику. Что Любимов думает, что политика еще интересна, но это не так. Что все это старо и митинговые лозунги Вайса, типа "Выпустили бумажки, а говорят - деньги!", рассчитаны на примитивную зрительскую реакцию, теперь уже невозможную. Для кого-то взгляд на театр Любимова как театр революции остается по-прежнему актуальным. Глеб Ситковский в "Независимой газете", отдавая дань любимовской мощи, видит, тем не менее, причину поворота Любимова в сторону политики в событиях последнего года. Еще год назад зритель сказал бы: "Я не интересуюсь политикой", - теперь же он снова "неохотно начинает вслушиваться в разговор о революции и ее последствиях". Любимовские актеры, по мнению Ситковского, утратили энергию, но ее не утратил режиссер, а ситуация в стране сделала ему подарок. "Неужели снова нам слушать эту музыку революции? Неужели так плохо наше дело, что театр Юрия Любимова снова может стать актуальным?"

Но большинство все-таки видит причину любимовского успеха не в политике. И не сомневается в успехе. "Коммерсантъ-Власть" сообщает читателю, что с убийством Жана-Поля Марата в Театре на Таганке началась новая жизнь: "То, что некогда привело бы в восторг рассерженных диссидентов, сегодня будет встречено на "ура" даже самыми привередливыми ценителями строгой театральной формы". Культура, чья направленность предполагает не случайное заглядывание в раздел новостей искусства, а пристальное внимание читателя ко всем премьерам, дает несколько отзывов. Олег Зинцов подробно рассматривает спектакль, после всесторонней оценки также приходя к выводу, что эстетика победила политику. Александр Соколянский просто констатирует факт: "Он выполнил свою задачу, и он заставил нас поверить, что хорошая художественная идея легко переживет любую смену властей, убеждений, жизненных позиций. Художественная идея - как оказалось - самая прочная вещь на свете".

Первый раунд Любимов, таким образом, выиграл вчистую. Политику признали справедливо отодвинутой на второй план, упреки в повторе, в том, что «Марат» сделан по образцу старых брехтовских спектаклей, померкли перед лицом искренней радости, что в Любимове еще есть столько жизненной силы и что кому-то, не взирая ни на что и каким угодно способом, удается быть хоть чему-то верным.

Главных восторгов удостоился даже не Валерий Золотухин, а Ирина Линдт - Шарлотта Корде, с легкостью проделывающая акробатические номера, играющая на скрипке и на трубе


Ксения АРТЕМЬЕВА

Новости
О себе
Творчество
Фото/Аудио/Видео
Пресса
Закладки
Обратная связь

 
English version