ГЕДДА ГАБЛЕР - ЭТО ЖЕНСКИЙ ГАМЛЕТ
"Ваш досуг"
27 мая 2013
В конце сезона Театр на Таганке представляет свою самую ожидаемую премьеру — «Гедду Габлер» Ибсена с Ириной Линдт в заглавной роли. Ведущая актриса легендарной труппы рассказала «ВД» о новой работе.
– Почему Ибсен? Как возникла идея?
– Идея родилась у режиссера Гульнары Головинской. Валерий Сергеевич Золотухин, когда был худруком «Таганки», посмотрел в Театре Луны ее «Орфея и Эвридику» и предложил поставить спектакль: «Что-нибудь в таком роде, энергичное, с нашими ребятами». Выбор материала он предоставил ей. И никаких указаний, кого занимать, тоже не было. Гульнара предложила «Гедду Габлер». Золотухин перечитал пьесу и сказал, что она потрясающая и что автор — таганковский, наш материал. Это было осенью прошлого года, в ноябре мы начали работу.
– Как тебе роль?
– Это роль, которой ты себя проверяешь. Не зря же говорят, что для актрисы сыграть Гедду Габлер — все равно что для актера сыграть Гамлета. Соглашаясь, я не знала об этом.
– Много лет назад знаменитый режиссер Стрелер хотел поставить эту пьесу для Аллы Демидовой. Не сложилось. Но вот «Гедда Габлер» все-таки появится на Таганке…
– Когда я стала читать исторические материалы, массу интересных мнений обнаружила. Оказывается, многие критики вообще не советуют ставить эту пьесу, мало у кого спектакль получается. И много таинственных историй с ней связано... Конечно, меня все это зацепило. Начиная от описания — оказалось, что я похожа на нее. Не могу сказать, что я похожа характером на Гедду Габлер, но в ней есть основная нота, в которой мы совпадаем, — она мятущаяся душа. И мне там есть что сказать от себя лично. Пьеса Ибсена — вне времени, вне национальности. Мне по- казалось, что эта работа, в которую можно окунуться с большой ответственностью и с большими затратами, когда материал не играется, а живется.
– Каким спектакль будет по форме? Все-таки Головинская — ученица Романа Виктюка, и ее работам присущ острый рисунок...
– Он точно не будет бытовым, это философская драма, переходящая в трагедию. Гульнара предложила интересное режиссерское решение. При этом все будет по Ибсену, мы не переписывали текст. Но удивительно — режиссер придумывает второй план, при этом ни одно слово не противоречит. Спектакль будет как минимум очень энергичный, действие на эмоции. Накал чувств в пьесе сильный, хотя когда читаешь в первый раз, кажется, что герои все время только разговаривают. На самом деле за разговорами стоит много всего.
– Как у Чехова: люди едят, пьют чай, носят свои пиджаки, а в это время рушатся их судьбы?
– Да-да. Мы придумали необычные вторые планы и сейчас наполняем их своей энергетикой. Об этой работе могу сказать, что она получилось сложной. Начинали — все было прекрасно, но после пошли проблемы. Заболел Валерий Сергеевич, когда ему поставили диагноз, я выбыла из репетиций и была с ним в больнице, ничего не хотелось делать. Потом Валерий Сергеевич умер, а в начале мая я сломала ногу. Была мысль все остановить, но при этом было и ощущение ответственности. Я понимала, что наш спектакль — последняя воля Золотухина в этом театре, и его во что бы то ни стало надо доделать, чтобы премьера состоялась. Говорят, чем больше затрачиваешься, тем лучше результат. Посмотрим.
– Твой перелом не помешает работать в полную силу?
– Мне уже сняли гипс. Как видишь, хожу без костылей. Мне кажется, я успею восстановиться, я не перестаю тренироваться — и руки, и пресс.
– А как вообще тебя угораздило? Мистика пьесы?
– Невольно об этом подумаешь, потому что два дня назад занятый в нашем спектакле артист Михаил Лукин сломал нос — упал с лестницы. Надеемся,что он тоже успеет восстановиться, впрочем, его персонаж может быть и с подбитым носом. А вот хромающая Гедда Габлер — это сочтут неожиданной трактовкой образа!
– А в других театрах в качестве зрителя тебе удается бывать?
– Увы, редко. Из того, что я хотела бы посмотреть — спектакли с участием Кирилла Рубцова, моего партнера по мюзиклу «Звуки музыки». Кирилл создал очень интересный театр С.А.Д, о котором сейчас много говорят и пишут, но мне еще не удалось посмотреть у них ни «Балаган», ни «Аркадию», ни «Турандот». Надеюсь, в новом сезоне наверстаю...
– В этом сезоне у тебя уже была на Таганке главная роль — Мамаева в превосходном спектакле Владимира Мирзоева «На всякого мудреца довольно простоты». А есть ли что-то в кино?
– Сейчас планируются съемки в Одессе, все лето буду сниматься в сериале для НТВ. Там главная роль.
– В день рождения Валерия Золотухина, 21 июня, в Театре на Таганке пройдет вечер его памяти. Ты на нем будешь?
– Да, я собираюсь принять участие, хотя зовут в Барнаул, где тоже запланированы памятные акции. Мы хотим, чтобы этот вечер стал не панихидой, а интересным зрителю действием. Актер нашего театра Владислав Маленко сочиняет сценарий. Приглашены актеры и режиссеры, с которыми Валерий Сергеевич работал. Я собираюсь вместе с Ваней (Иван Золотухин — сын Ирины и Валерия Сергеевича. — Прим. «ВД») спеть песню, которую когда-то сочинили специально для нашей семьи. Мы однажды уже пели ее втроем — на Алтае, на Шукшинских чтениях, но не успели сделать совместно хорошую запись. Может, получится соединить фонограмму, где будет голос Валерия Сергеевича и наши с Ваней голоса...
– Ирина, что еще у тебя в планах на этот такой тяжелый для тебя год?
– Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Я планирую открыть свой детский театральный центр. Пока он существует лишь на бумаге. Мы успели зарегистрировать его с Валерием Сергеевичем, но центру негде существовать. Сейчас я одна продолжаю переписку с властями. Мне нравится работать с детьми — такой открытый мир, такая добрая энергетика от них! Счастье, когда ребенок вдруг запел, а говорили, что он никогда петь не будет.
– Это не мешает твоей собственной карьере?
– Думаю, нет. Как показывает жизнь, многие вещи можно совмещать.
Влад ВАСЮХИН
www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/70540/
|